Партнеры
Случайные фото

 

 

 

 

12.11.2009
Packard-6 Junior 117C

Packard-6 Junior 117C ретро: маленький принц

Слово Packard вызывает в воображении шикарные авто, возившие миллионеров, королей и диктаторов, поэтому «народный Packard» звучит, по меньшей мере, странно. Однако с середины 30-х годов выпускались и «бюджетные» автомобили этой марки.

Джеймс Паккард

Владелец одного из них киевлянин Виктор Гладун предложил познакомить читателей УЗР со своим Packard-6 Junior 117C. Но сначала давайте коснемся истории самой марки, которая диктовала в свое время автомобильную моду.

ОТ САМОХОДНЫХ ДРОЖЕК - К ЛИМУЗИНУ


Как многие легендарные марки начинаются с Личности, так и эта началась с Джеймса Паккарда. Он был не просто талантливый инженер, но и очень успешный предприниматель, наладивший в родном городке Уоррен (штат Огайо) производство электрокабелей, лампочек накаливания и трансформаторов. Однако его голубой мечтой было строить автомобили.

PACKARD

Для начала мистер Паккард решил сам сесть за руль. В августе 1899 года он отправился в Кливленд к «королю конструкторов» Винтону. Последний гордо называл себя королем, а на деле построил лишь 9-сильные моторные дрожки, которые и втюхал 36-летнему Паккарду. Обрадованный Джеймс залил газолин в топливный бак и отправился на своем приобретении домой. Путь предстоял неблизкий - 80 миль по грунтовым дорогам. «Сырая» конструкция и никудышное исполнение проявили себя в полной мере: машина ломалась в дороге 19 раз. Паккард стоически ремонтировал ее своими силами, пока не лопнул карданный вал. Пришлось нанять фермера с лошаденкой, чтобы доволочь злосчастный Winton домой.

Паккард

Разгневанный автомобилист отправился к «королю конструкторов» с претензией и услышал в ответ пренебрежительное: «Если мистер электрик знает, какими должны быть хорошие автомобили, то почему он сам не займется их производством?!». Эти слова стали для самолюбивого Паккарда не оплеухой, а руководством к действию.

автомобиль Паккард

Он надолго заперся со своим братом Уильямом в одном из цехов собственного завода. Шестого ноября 1899 года они выехали оттуда на автомобиле Packard-A. По сути, это был несколько усовершенствованный Winton с таким же одноцилиндровым мотором, но его мощность поднялась до 12 сил.

На этих самоходных дрожках Джеймс отправился в 1900 году в Детройт для участия в первом американском автосалоне. На этой выставке в сравнительно небольшом зале было представлено несколько автомобилей с паровыми, бензиновыми и электрическими двигателями. Поначалу на скромный Packard-А и его владельца никто не обращал внимания. Но вот пришел выбирать себе автомобиль финансист Генри Джой. Он хотел было купить паромобиль, но вырвавшаяся из машины струя обжигающего пара отпугнула его от этой затеи. Тогда взгляд Генри Джоя остановился на автомобиле Джеймса. Паккард любезно предложил ему прокатиться. Когда выехали на улицу, мимо пронесся пожарный обоз. Джой попросил следовать за ним, чтобы посмотреть, где горит. И был в восторге, когда Packard-A без труда догнал бравых пожарных.

PACKARD-6 JUNIOR

Генри Джой не только купил автомобиль, но и предложил Паккарду инвестиции, позволившие построить завод в Детройте. Джой щедро финансировал предприятие, но и диктовал свою волю, требуя строить только дорогие машины для сливок общества. Наняли талантливого конструктора Джесса Винсента (он был учеником Лиленда, отца «Кадиллаков» и «линкольнов»). Винсент взялся проектировать невиданный до тех пор в мире 12-цилиндровый мотор. В 1915 году модель Twin Six с таким двигателем была готова и стоила целое состояние.

автомобиль PACKARD

Но Паккард мечтал строить массовые автомобили, подобно Форду, и не мог примириться с «генеральной линией» Джоя. Партнеры расстались. Паккард вернулся к своему электротехническому бизнесу и больше никогда не занимался автомобилестроением. Но компания по договоренности с ним продолжала выпускать автомобили под его фамилией и с его семейным гербом. Сохранился и придуманный им девиз: «Спросите об автомобиле того, кто ездит на «Паккарде»!»

БЛЕСК И БАНКРОТСТВО

После первой мировой войны из производственной программы фирмы «Паккард» исчезли 4-цилиндровые модели, а в 1928 году и 6-цилиндровые. В разгар великого экономического кризиса, в 1932 году, фирма смело начала выпускать    12-цилиндровый    175-сильный.  В 1941 году на смену этому семейству пришел Packard Clipper с тем же 6-цилиндровым мотором. Он впервые в истории «Паккарда» имел несущий кузов и был оснащен автоматической коробкой передач. На таком автомобиле в конце Второй мировой ездил по дорогам Западной Европы главнокомандующий экспедиционными войсками союзников генерал Эйзенхауэр.

PACKARD JUNIOR


После войны «клиперы» стали и 8-цилиндровыми. Но романтичное морское название отнюдь не придало машине изящество парусника, - ее кузов напоминал, скорее, перевернутую ванну. Конкуренты отказывались от сугубо утилитарного «понтонного» дизайна военных лет, а Twelve с широкой гаммой заказных кузовов. Эта модель пришлась по вкусу правителям, очень богатым аристократам и звездам шоу-бизнеса. В 1932-1939 гг. было продано всего 1316 таких машин, но они упрочили во всем мире элитный имидж марки и помогли компании «Паккард» пережить трудные времена.

Жизнь, однако, заставляла перейти от индивидуального производства к конвейерному, то есть к удешевлению выпускаемых моделей. В середине 30-х у «Паккарда» появилась бюджетное семейство с очень удачным 6-цилиндровым нижнеклапанным двигателем. Одним из его представителей и стал в 1937 году Packard-6 Junior 115C, с которого мы начали наш рассказ. Его рядный мотор объемом 3,9-литра выдавал 100 лошадиных сил, что было тогда превосходным показателем. Год спустя Винсент довел рабочий объем до 4,0 л, и мощность подпрыгнула еще на 5 л.с. Packard Junior покупали, в основном, люди молодые и амбициозные, прокладывающие себе дорогу наверх.
 
«Паккард» по инерции за него держался. Руководство компании осознало свою ошибку с большим опозданием. В 1953 году в продаже появилась модель Caribbean в модном аэростиле. Этот «карибский лайнер» имел лишь два варианта кузова: купе и кабриолет, - и был чересчур дорогим... Чтобы поправить тяжелое финансовое положение, «Паккард» объединился с другим аутсайдером автомобильного рынка США - компанией Studebaker. Грузовики этой марки, поставляемые в СССР по ленд-лизу, имели хорошую репутацию у советских фронтовых шоферов. Но легковые «студебеккеры» нельзя было назвать удачными. Две компании объединили капитал, но не выработали общих плодотворных идей. Исходом стало банкротство. В 1958 году производство автомобилей Packard прекратилось.

ЛЮБИМЕЦ ЦАРЯ И СТАЛИНА

В царской России, а потом и в СССР, к марке Packard всегда относились очень уважительно. Еще в 1916-м была заказана партия 12-цилиндровых фаэтонов Twin Six для военного ведомства и один лимузин для императора Николая II.

PACKARD

С появлением в 1932 году 12-цилиндрового Twelve в Кремле обратили на него пристальное внимание. Товарища Сталина обслуживали два таких бронированных автомобиля. Для Политбюро ЦК и для правительства закупили 52 лимузина, 25 из которых были бронированными. Руководители на местах и выездная правительственная охрана тоже охотно пользовались «паккардами», но менее пафосными, 6-цилиндровыми моделями, - в том числе «Юниором».

ПОДАРОК ЧЕКИСТУ

Итак, вот он, наш герой: Packard-6 Junior 117С, год выпуска - 1939-й. В том году 6-цилиндровые модели оснащались на выбор одним из шести кузовов. Самым дешевым было двухместное бизнес-купе с огромным багажником ($1000). Самым дорогим считался семиместный четы-рехдверный универсал ($1404). Но перед нами туристический седан за $1095 - яркий середнячок в своем семействе. Тем не менее, если сравнивать с 6-цилиндровыми конкурентами: Chevrolet, Dodge, Nash, Hudson, - стоил он немало. Цену автоматически повышала фирменная паккардовская радиаторная решетка -знак принадлежности к высшей автомобильной элите.

Ветровое стекло с 1938 года на всех « паккардах» стало не цельным, а состоящим из двух половинок, V-образным, что улучшало обзор. Запасные колеса в нишах передних крыльев отсутствуют, - это элемент более дорогих моделей с большим количеством цилиндров. На малой модели и база меньше (122 дюйма против 134 дюймов Twelve), посему проемы задних дверей поуже, чем у 12-цилиндрового лимузина.

PACKARD-6

Этот киевский Junior явно не принадлежал никому из американцев. Светотехника, правда, сделана по стандартам внутреннего рынка США, но приборы - с метрическими шкалами. Что за странная комплектация? К тому же на месте часов - декоративная заглушка с фирменной геральдикой... Такая модификация была в пользовании НКВД СССР. Большие машины для больших начальников оснащались и обогревом салона, и часами, и приемником с лампой для чтения. А Packard-6 Junior 117C был сама скромность и предназначался, главным образом, для выездной охраны. Четырехлитровому мотору хватало его ста пяти сил, чтобы разогнать двухтонный автомобиль до 120 км/ч. Это позволяло охране удержаться «на хвосте» лимузина из кремлевского гаража. Динамикой машина с трехступенчатой «механикой» особо не блистала, но и бронированные лимузины ею похвастать не могли. Главная передача в Junior 117C была бесшумная, гипоидная - тогдашний последний крик моды.

Автомобиль отлично держал дорогу. Богиня на капоте для профессиональных шоферов была просто украшением, а вот «чайникам» помогала вписываться в повороты. Подвеска типична для американских автомобилей тех лет. Передняя - независимая пружинная, с настраиваемыми с места водителя амортизаторами. Специальный рычаг позволял отрегулировать их жесткость в соответствии с дорожным покрытием, что для СССР с его горе-дорогами выглядело фантастической роскошью. Задняя подвеска - традиционный для дорогих машин США неразрезной мост с парой полуэлиптических рессор - словом, полный консерватизм.

Этот редкий экземпляр сохранился, поскольку охрана не колесила на нем ночью и днем за партийно-правительственными бонзами. А оперативные функции, связанные с арестами, Packard Junior вообще не выполнял - для этого использовалась простая «эмка». Когда же задержание нужно было обставить, как вызов к высокому начальству, применяли, как правило, ЗИС-101. (Поэтому эпизод фильма «Утомленные солнцем», где арест производят на «Юниоре», является историческим ляпом.)

«Наша» машина уцелела потому, что ее подарили высокому функционеру НКВД за «чистки» в Западной Украине в 1939 году. Чекист берег авто как зеницу ока, а когда после ухода в отставку осел в родном селе, забрал автомобиль доживать век вместе.

СЧАСТЛИВАЯ СТАРОСТЬ

Виктор Гладун учился в США и проникся там любовью к старинным автомобилям. Особенно нравились украинскому студенту классические «паккарды» с их неповторимой аурой, но вот беда - стоят они целого состояния...

Вернувшись домой, Виктор начал поиски. У одного киевского коллекционера он купил некомплектный, без бамперов и некоторых других деталей, Packard-6 Junior 117C и задался целью восстановить раритет. Прежде всего стал искать предыдущего владельца. Им оказался старик в Золотоноше, которому машина досталась... после чекиста! «Родные» бамперы и отдельные элементы декора нашлись в сарае...

Но целиком укомплектовать автомобиль оригинальными деталями все равно не получалось. Чего не мог найти в Украине, заказывал через интернет. Наконец весной 2006-го машина была готова, и Виктор впервые поехал на ней на выставку. Несмотря на приличное состояние «Юниора», он отказывается участвовать в конкурсах. Это не от лишней скромности, а от осведомленности и максимализма: Виктор, например, знает, что салон в закрытых машинах того времени был обтянут тканью, а «чисто конкретная кожа» - из другой эпохи. Он уже достал сукно песочного цвета, требуемое паккардовски-ми каталогами, и готовится к перетяжке салона в зимнее межсезонье.

У 67-летнего «Юниора» с киевскими номерами - обеспеченная старость: ведь за него несет ответственность очень старательный и любящий человек, который помнит слова Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Автор: Украина ЗА РУЛЕМ
Опубликовано в № 1/2007

>


Новые комментарии